анализ

Корпоративное бюджетирование 1С УХ

Все больше компаний приходят к тому, что корпоративное бюджетирование необходимо. Особенно остро вопрос о внедрении бюджетирования встает в период кризиса, когда требуется планировать доходы и расходы, контролировать их исполнение, оперативно корректировать планы в быстро изменяющихся условиях. Использование бюджетирования в 1С Управление холдингом позволяет:

  1. оценить состояние компании в текущий момент времени;
  2. спрогнозировать состояние компании на какой-либо период и принять своевременные решения управления;
  3. за счет регулярного планирования, утверждения и контроля экономить средства и распоряжаться ими рационально;
  4. эффективно использовать имеющиеся ресурсы с получением максимальной прибыли и минимальных издержек;
  5. оценивать предстоящие проекты компании на предмет их рентабельности и целесообразности;
  6. обеспечить подробный анализ всех затрат с возможностью их последующего пересмотра и возможности снижения их уровня.

Внедрение бюджетирования – это полномасштабный комплекс мер, который позволит повысить эффективность системы управления финансами и, как следствие, увеличить прибыль и сократить издержки, минимизировать риски с помощью оперативного принятия управленческих решений. Как правило, ключевыми участниками данного бизнес-процесса являются акционеры, которые согласуют и утверждают бюджеты холдинга на 1-3-5-10 лет, и менеджмент, который управляет компанией, подготавливает стратегический план развития, формирует управленческую отчетность и вносит корректировки по итогам промежуточной отчетности. С этой задачей отлично справится подсистема бюджетирования 1С УХ. При этом очень важно, чтобы у Холдинга была определена финансовая структура, чтобы она представляла собой систему ЦФО, обеспечивающую бюджетное управление холдингом.

В 1C Управление Холдингом 8 принято выделять:

  1. Мастер-бюджеты (БДР, БДДС, Балансовый лист);
  2. Функциональные бюджеты:
    1. Бюджет продаж;
    1. Бюджет производства;
    1. Бюджет расчетов с контрагентами;
    1. Бюджет запасов;
    1. Бюджет накладных расходов;
    1. Бюджет коммерческих расходов и др;
  3. Вспомогательные бюджеты, которые не участвует в сборе мастер-бюджетов (у каждой компании это может быть свой набор бюджетов, например, бюджет расчета стоимости гарантийного ремонта или бюджет расчета стоимости владения собственной строительной техникой).

Также при создании бюджетной модели необходимо понимание, каким способом будет осуществляться планирование. В основном в корпоративном бюджетировании используется 4 подхода:

  1. с нуля – чаще всего используется, если у организации нет исторических данных, поэтому планирование происходит на основе обоснования каждой статьи доходов/расходов;
  2. на основании данных прошлых периодов – при планировании используются планы/факты прошлых периодов;
  3. снизу-вверх – используется в случае, когда бюджеты компании или крупных структурных подразделений строятся на основании планов ключевых подразделений.
  4. Сверху-вниз – используется в случае, когда руководством компании даются установки по достижению цели, обеспечению уровня доходов и расходов. В этом случае все бюджеты формируются с учетом выполнения данных целей. 

Основные виды отчетов в 1С УХ

В Управление Холдингом 8 виды бюджетов представлены в виде отчетов. Чтобы открыть виды отчетов, необходимо выбрать пункт меню «Бюджетирование, отчетность и анализ → Виды и бланки отчетов»

Виды и бланки отчетов в 1C Управление Холдингом

Откроется окно, в котором будут представлены основные виды отчетов, для которых необходимо будет настроить структуру.

Виды отчетов, для которых необходимо будет настроить структуру в 1С УХ

При нажатии на кнопку «Открыть конструктор отчета» в 1С УХ будет выведена структура отчета, которая настраивается.

Как открыть конструктор отчета в 1С УХ

Настройки конструктора отчета в 1С УХ

Для каждой статьи бюджета можно настроить использование аналитик. Всего используется 6 произвольных аналитик и 4 фиксированных, благодаря чему можно сформировать бюджет любой сложности, исходя из потребностей каждой компании и ее бизнес-процессов.

Например, в статье «Продажи» вида отчета «Продажи» настроены три аналитики: Номенклатурные группы, Номенклатура, Ставки НДС. Следует еще раз отметить, что их можно настраивать под себя.

Настройка структуры вида отчета в 1С УХ

Настроив структуру вида отчета, необходимо настроить бланк отчета, то есть определить форму бюджета. Выбираем вид отчета (бюджета), для которого будем формировать бланк отчета и нажимаем в части Бланков отчета «Создать», затем выбираем вид создаваемого бланка (в данном случае – бланк многопериодного экземпляра отчета):

Создание бланка многопериодного экземпляра отчета в 1С УХ

При этом есть возможность автоматической генерации, для чего необходимо отображение необходимых показателей:

Выбираем отображение необходимых показателей отчета в 1С УХ

Отображение необходимых показателей отчета в 1С УХ

Регламенты бюджетной компании в 1С Управление холдингом 8

Регламенты подготовки отчётности в 1С Управление Холдингом

В регламенте бюджетной компании отображается структура компании.

Отображение структуры компании в 1С Управление Холдингом

В бюджетном регламенте можно настроить процесс формирования бюджетов по этапам и указать, какой бюджет на каком этапе будет формироваться:

Формирования бюджетов в 1С УХ

Этап формирования бюджета 1

Также можно указать, для какой группы организаций или конкретной организации будет действовать данный этап бюджетного регламента:

Уточнение, для кого будет действовать данный этап бюджетного регламента

Необходимо отметить, что в регламенте бюджетной компании можно настроить заполнение бюджетов по разным правилам с помощью инструмента «Правила заполнения», а также указать ответственных за исполнение и согласование бюджетного регламента с помощью инструмента «Матрица полномочий».

Настройка заполнения бюджета в 1С УХ

Матрица полномочий

Все бюджеты формируются с помощью документа «Экземпляр отчета»:

Экземпляр отчета в 1С Управление Холдингом 8