Управление производством и оптимизация планирования в 1С:ERP УХ

Коллеги, сегодня мы рассмотрим такую непростую тему как управление производственным процессом предприятия в конфигурации 1С:ERP Управление холдингом. Обойдемся без долгих вступлений. Итак, в прикладном решении поддерживаются следующие модели регистрации производства продукции:

  • Производство без заказов – данная модель реализуется с помощью документа «Производство без заказов» и является самым простым способом зарегистрировать выпуск продукции.
  • Производство продукции по заказам – данная модель предполагает подробное планирование, контроль и выполнение этапов (операций) производства.

У подсистемы производства есть 3 главных функции – планирование работ, контроль и исполнение. На первом этапе планирования определяется номенклатура, объемы и сроки выпуска. На 2-ом этапе, который именуется уровнем Главного диспетчера или межцеховым уровнем планирования работ производства формируются заказы на производство, оценивается доступность ресурсов и происходит формирование этапов и передача их к выполнению, рассчитываются графики. В своем жизненном цикле заказ на производство проходит через формирование, передачу к производству, выполнение и закрытие.

На 3-ем этапе, который называют внутрицеховым уровнем или уровнем локального диспетчера, решаются задачи внутрицехового выполнения этапов производства. Выполнение этапов ведется посредством маршрутных листов. Диспетчер формирует расписание выполнения маршрутных листов в рабочих центрах, организует и контролирует его исполнение.

Наряду с выполнением графика в подразделении могут выполняться разовые производственные задания, оформление которых ведется по схеме «Выпуск без графика».

Принятие решения о производстве

В системе реализовано несколько систем управления производством:

  • «толкающая система», которая предусматривает формирование планов производства;

Рис. 1. Пример плана производства

  • «тянущая» система управления материальными потоками (удовлетворение возникшей потребности предприятия), обеспечивается документами «Заказ клиента», «Заказ на внутреннее потребление» и «Заказ на ремонт».

 

Рис. 2. Пример заказа клиента

Документом «Заказ на производство» принимаются потребности к производству, которые оформлены «Планами производства» или «Заказами клиентов».

Рис. 3. Пример документа «Заказ на производства»

Обеспечение материальными ресурсами 

Для обеспечения оперативных потребностей в прикладном решении реализовано два варианта обеспечения оперативных потребностей: расширенный и упрощенный, которые настраиваются при заполнении нормативно-справочной информации.

Расширенный вариант обеспечения предполагает следующее:

  • Потребности в обеспечении материальными ресурсами могут возникать при оформлении заказа или при снижении складских остатков ниже определенного уровня. Контроль снижения складских остатков ниже определенного уровня осуществляется при помощи методов обеспечения. В прикладном решении используется следующие методы обеспечения потребностей: поддержание запаса (min-max), поддержание запаса (расчет по норме), поддержание запаса (расчет по статистике).
  • При возникновении потребностей их обеспечение должно быть запланировано при помощи заказа. Вид заказа определяется способом обеспечения. Для хранения перечня способов удовлетворения потребностей в прикладном решении используется справочник «Способы обеспечения потребностей». Здесь можно указать различные параметры планирования и оформления заказов.

Рис. 4. Пример Способа обеспечения потребностей

  • Методы и способы обеспечения могут быть указаны для каждой совокупности объектов Склад-Номенклатура-Характеристика при помощи рабочих мест «Настройка поддержания запасов» и «Настройка способов обеспечения потребностей». Документы, отражающие движение продукции и материалов с участием подразделений, создаются в рабочем месте «Накладные к оформлению».

Межцеховое управление

  • Выбирается методика планирования производства. Доступно три методики планирования производства:
    • Без планирования графика производства;
    • Планирование по материальным ресурсам (MRP I);
    • Планирование по материальным и производственным ресурсам (MRP II). Каждый вариант предполагает регистрацию потребности к производству заказами на производство и управление ходом производства с использованием этапов.
  • Управление очередью заказов.
    Здесь формируются этапы производства и передаются к выполнению.

Рис. 5. Рабочее место Управление очередью заказов

  • Выполняется диспетчирование этапов производства
    Для диспетчирования оформленных этапов производства используется рабочее место «Диспетчирование этапов». В рамках указанного рабочего места решаются задачи обеспечения этапов материалами, перепланирование заказа, перепланирование этапов, передача этапов к выполнение, исполнение этапов и отбор этапов по различным условиям.

Рис. 6. Рабочее место «Диспетчирование этапов производства»

  • Формирование графика производства
    График производства – это расставленные по времени планируемого исполнения этапы производства. Запуск расчета графика осуществляется в рабочем месте «Управление очередью заказов». Можно запланировать как единичный заказ, так и несколько выбранных.

При расчете графика единичного заказа открывается форма «Планирование графика производства заказа», позволяющая детально проанализировать результаты планирования, а также осуществить моделирование того, каким мог бы быть график при различных допущениях:

Рис. 7. Планирование графика производства

После планирования графика производства происходит передача к выполнению этапов и переход к управлению производством на уровне цеха.

Рис. 8. Пример результата планирования по графику и модели

Управление на уровне цеха

Управление производственным процессом в происходит документе «Этап производства» или при помощи рабочего места «Выполнение этапов».

Механизм управления исполнением производственных процессов в цехе предназначен для диспетчирования технологических операций в «ручном» режиме и позволяет:

  • сформировать список требующихся для исполнения этапа операций, используя данные маршрутных карт;
  • распределить операции на рабочие центры;
  • назначить исполнителя и принять операцию к исполнению;
  • оформить выполнение операций с указанием израсходованных материалов и произведенных трудозатрат.

Рис. 9. Пример этапа производства

Текущее состояние этапов производства анализируется в рабочем месте при помощи индикаторных колонок.

Рис. 10. Пример рабочего места Выполнение этапов

В программном продукте доступно пооперационное управление производством. В таком случае локальным диспетчером будут использоваться рабочие места «Выполнение операций (MES)» или «Выполнение операций».

При выполнении операций возможна оптимизация планирования за счет использования различных моделей и сценариев с выводом отчета с результатами сравнения моделей.

Рис. 11. Пример Запуска расчета пооперационного планирования

Рис. 12. Пример выбора модели планирования

Рис. 13. Результат моделирования в пооперационном планировании

Рис. 14. Пример анализа результатов моделирования

По факту выполнения всех производственных операций этап производства можно закрыть.

Для оформления движения материальных и трудовых ресурсов используются следующие документы:

  • документ «Движение продукции и материалов» (например, для передачи материалов в производство, материалов в кладовую, продукции на склад, продукции на склад из кладовой, перемещения материалов в производстве);
  • документ «Выработка сотрудников», с помощью которого регистрируются операции по выработке сотрудников для целей начисления заработной платы.
  • документы для учета производственных операций давальца и переработчика.